Маленький путеводитель по миру семейной магии
В залах музея Тараса Шевченко открылась, без преувеличения, самая магическая выставка сезона. Посвящена она смыслам, закодированным в одежде, которые мы и оправились узнавать.
Знания эти были «выключены» у нескольких поколений. Теперь в этом и не разобраться без хранителей фондов из Национального музея народной архитектуры и быта Пирогово — соорганизаторов выставки «Берегиня». Наша благодарность за рассказ и за свадебные обрядовые песни — Оксане Гордиец, научному сотруднику выставочного отдела Музея народной архитектуры и быта.
Чем отличается праздничная сорочка от свадебной?
Самая лучшая сорочка — свадебная. Но мы не можем их увидеть. И не только в прошедшем времени тут дело, а в правде жизни. Чаще всего, по воле женщины, когда приходил срок, ее хоронили в той сорочке, в которой она выходила замуж, которую она и вышивала. Если же праздничных сорочек было несколько, они оставались в семье.
Свадебный наряд стремились сделать максимально защищенным, потому что невеста на собственной свадьбе была уязвима для всех злых сил. Она уже лишилась защиты Берегини своего рода, но еще не получила защиту рода мужа. Отсюда — стремление закутаться, навязать больше узлов на одежде, каждый узелок — оберег, даже ткань специально выбирали узловатую, отсюда же — самые мощные сакральные вышитые узоры.
Украшения тоже служили дополнительной защитой. Отец мог продать двух волов, чтобы купить дочке на свадьбу низку коралловых бус в семь нитей, и это реальная семейная история пани Олены, научного сотрудника Музея народной архитектуры и быта.
Когда перед выставкой сотрудники развешивали фотографии в залах, то спорили, сколько лет женщине на следующем фото. Ответ, к которому они пришли сообща, — примерно 35. Из них семейного стажа — в среднем 18. Здесь все понятно без слов.
Натруженными руками (а других не было) не принято было касаться миски со святой кутьей или глечика со святой водой. Их, как и хлеб, подавали через ткань, и это объясняет присутствие фартука в праздничном женском наряде.
Быт и бытие не разделялись ни в одной селянской хате, а всю родовую магию творила женщина. Эта магия была буквально во всем. Например, сорочки в Центральной Украине купить было нельзя, такое даже никому не пришло бы в голову. Женщины создавали их сами, от начала до конца, от выращивания льна и до вышивки.
Богдановские яблоки. В Богдановке Катерину Билокур называли «ледащо», «мазилка». Когда пришло запоздалое признание…
Девушке перед замужеством нужно было уметь выполнять не менее пятидесяти видов работ по хозяйству, знать сотни обрядовых песен, наполнить скрыню приданым — теми же сорочками и рушниками, что означало знание символов и законов. Имело значение даже направление стежка. Можно было вышить рубашку на судьбу, а можно было, по незнанию, судьбу и закрыть.
В народном костюме все кстати, все своем на месте, обереговое, где заканчивается одежда и начинается тело, обязательно должна быть защита — вышивка… А на рукавах — послание миру, пожелания плодородия и продолжения рода…
И вот разгадываем мы сегодня смыслы космических узоров вышиванок. Ромб — это зерно, брошенное в землю, а ромб с «рожками» — зерно уже проросшее. Зерно по сути — свернутая вселенная, из него рождается колос с десятками новых зерен, и это, как говорит наш проводник и переводчик Оксана Гордиец, символизирует «безсмертя в багатосуцвітті й багатонасінні прийдешніх поколінь». В каждой селянской хате знали, что в мире все устроено правильно, знали про бесконечность и неостанавливаемость жизни и про то, что ничто живое ниоткуда не берется и никуда не девается — оно вечно.
И это ощущение целостности окружающего «всесвита» — и ощущение себя его частью — так четко «читается» в народном костюме! Венок или платок — это солнце. Ниспадающие ленты, как и «кривульки», не случайно вышитые на груди, — это небесная влага, то есть дождь. Который должен пролиться на землю, чтобы проросло зерно. А наверх, из хаоса и мирового океана, вырастает и тянется к небу всеми своими «наивными» листочками и цветочками дерево жизни. Так просто. Просто космос.
Гелена Завадская
Выставка продлится до 25 августа. Адрес — Киев, бульвар Тараса Шевченко, 12. Можно проследить превращение традиционных народных мотивов в бренд — представлены также современные одежды от известных дизайнеров: Telizhenko, Reny M, Yuliya Magdych, My Sleeping Gypsy, в том числе вечерние наряды для семей шейхов от украинского дизайнера, сотрудничающего с Zuhair Murad.
Читайте также: