«Всех точно не вытянуть». Турбизнес потерял ценные кадры
Юрий Наумов, руководитель сети турагентств «Путешествие.ру», ставший участником марафона в поддержку турбизнеса #tourbussines_no_stress 16 июля, уверен, что турагентам не стоит рассчитывать на окончание кризиса, связанного с пандемией коронавируса, и ждать времена, когда все вернется на круги своя. «Я считаю, то, что происходит сейчас, это просто часть новой реальности, – говорит Юрий. – Если раньше кризисы длились по 10 лет, то теперь вся жизнь, и не только в политической области, а везде будет состоять из таких кризисов. Биржевым игрокам нужна волатильность рынка, он не должен стоять: пусть падает, пусть растет, лишь бы не стоял». По такой же аналогии будет развиваться мир. Сам Юрий Наумов ощущает себя в условиях неопределенности как рыба в воде: «Я планировать не умею, поэтому для меня режим вечного аврала – это моя стихия». На вопрос ведущей марафона Татьяны Дмитровой (медиахолдинг «БАНКО») о перспективах туроператоров и турагентов после того, как рынок восстановится хотя бы отчасти, эксперт ответил: «На данный момент я могу сказать: мы на 90% в боевом составе и в боевой кондиции, готовые к открытию границ. Второй “зимы”, может быть, мы не переживем, но пока об этом думать не хочется, пока, я считаю, нашему туризму стоит поставить пятерку, наверное, с минусом».
Комментируя последствия коронавируса, Юрий Наумов отметил неожиданные позитивные моменты, это, прежде всего, оптимизация расходов: «Когда все хорошо, мы не смотрим на каждый платеж, они наслаиваются. А мы на это не обращаем внимания. Теперь есть возможность как раз все это пересмотреть, ко всем прийти, со всеми встретиться, найти новых поставщиков, которые раньше не стали бы работать – ты для них мелкий. То есть, в принципе, с одной стороны ты потерял, с другой – понимаешь, что эти убытки можно отбить следующими тремя и пятью годами на более выгодных контрактах». В качестве примера он приводит торговые центры, некоторые из них существенно снизили аренду.
Однако безусловный минус в текущей ситуации – потеря ценных кадров. Вот как это объясняет эксперт марафона: «Может быть, я немного цинично скажу: раньше портрет идеального сотрудника был таким: одинокая мама, приезжая, с ипотекой. Это тот человек, который не может сидеть дома, у которого нет родителей здесь, для того чтобы валять дурака, он должен работать. Такие сотрудники в первую очередь вынуждены были уйти куда-нибудь либо уехать обратно домой. Очень жаль, и со слезами на глазах расставались, мы действительно вынуждены были резать, потому что, скажем так, всех точно не вытянуть».
Эксперт надеется на постепенное восполнение персонала турагентств: «Туризм все-таки специфический вид бизнеса, у нас только один плюс: люди действительно фанатично работают, случайных нет. Даже те, кто уходит, говорят: нам нужно платить за квартиру, за какие-то свои нужды, у нас минимум вот такой, который нужно обеспечивать. Поэтому уходят со словами, что как только все восстановится, конечно, вернутся».
О том, какие сложности предвидит Юрий Наумов в связи предстоящим открытием границ, в чем туристическая розница может упрекнуть туроператоров – в полной версии видеоинтервью на YouTube-канале «Полезно познакомиться с Татьяной Дмитровой». Смотрите и обсуждайте в комментариях, а пока примите участие в опросе.
Читайте также:
- Что чиновники пообещали туризму на ПМЭФ?
- Горнолыжные курорты Турции умоляют власти отменить комендантский час
- В Европе первая страна объявила себя свободной от Covid-19 и открывает границы иностранным туристам
- Открытие Кипра для российских туристов отложено до 1 апреля
- В правительстве обсудили, как считать туристов в России