Первый фестиваль «Гжель 2.0» поможет «перезапустить» известный бренд
Вчера во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства анонсировали проект «Гжель 2.0» – фестиваль, который 28-29 сентября пройдет в пространстве главного цеха объединения «Гжель». Его участниками станут студенты художественных вузов, промышленные дизайнеры. Они познакомятся с мастерами, художественными династия Гжели, примут участие в конкурсе творческих работ на тему Гжели. В программе фестиваля также воркшоп «Гжель 2.0 – территория молодых», круглый стол.
Это первое образовательное мероприятие национального проекта «Культура», цель которого – переосмыслить наследие народно-художественных промыслов в целом и традиции гжельского фарфора в частности. Организаторы хотят придать новое звучание старинному промыслу, представить его в виде интересного, понятного современникам и, что немаловажно, конкурентоспособного продукта.
Глава сельского поселения Гжельское Галина Голинкова уверена, что подобные проекты очень нужны для продвижения региона. «Гжель незаслуженно забыта, – сказала она. – А ведь первое упоминание о ней относится к 1328 году. В XVIII веке уже больше 100 семей занимались керамическим промыслом. Гжель – настоящая колыбель русской керамики, промыслу уже более 600 лет».
Среди кураторов проекта – Российский союз туриндустрии. По словам вице-президента и главы Регионального совета РСТ Ольги Санаевой, Гжель – готовый бренд, но он нуждается в переформатировании. «Мы рассматриваем этот фестиваль как важный шаг в его продвижении, заинтересованы в том, чтобы процесс шел в правильном направлении, поэтому включаем в фестиваль свою программу с участием туроператоров по внутреннему туризму. Они хорошо знают, что надо сделать для туристической привлекательности региона», – сказала г-жа Санаева.
Гжель – старейший промысел России, в 2028 году ему исполнится 700 лет. Он охватывает два крупнейших поселения – Гжельское и Новохаритоновское, которые расположены в Раменском районе Московской области и включают свыше 30 небольших населенных пунктов. Помимо десяти крупных производств на гжельской земле работает множество частных керамических мастерских.
В истории промысла были времена и расцвета, и забвения. Один из пиков развития – 70 годы прошлого века, когда, благодаря усилиям энтузиастов, гжельскому промыслу удалось достичь редкого сочетания традиции, искусства и производства. В 90-е практически все было утрачено, и вот только недавно с участием многих сторон, в том числе РСТ, стали предприниматься серьезные усилия по возрождению Гжели.
Напомним, в сентябре 2017 года РСТ в рамках проекта по разработке концепции развития туристического кластера «Гжель» организовал экспертную поездку с участием столичных туроператоров, транспортных компаний, представителей министерства культуры Московской области. Турбизнес оказался единодушен в своем мнении: о Гжели наслышаны, хотели бы увидеть, но даже москвичи не знают, что она совсем рядом, в 50 км от столицы. Пока к туристам эта территория готова слабо – плохие дороги, отсутствие инфраструктуры. Регион посещает, по разным оценкам, от 15 до 50 тыс. туристов в год, хотя при правильном продвижении и решении инфраструктурных проблем Гжель может привлечь до миллиона человек.
Участники встречи во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства рассчитывают, что фестиваль в Гжели позволит выработать единый ключ к решению похожих проблем, например, с исчезающей кисловодской керамикой, федоскинской росписью. «А вы посмотрите, в каком плачевном состоянии Гусь-Хрустальный! Надо включить в нашу работу общий подход к восстановлению и других промыслов. Гжель – отличная стартовая площадка для этого», – сказала председатель Наблюдательного совета фонда Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества Анна Громова.
Впрочем, по мнению заместителя директора Департамента развития промышленности социально значимых товаров Минпромторга Лилии Нургатиной, все не так плохо: движение в сторону сохранения и развития народных промыслов уже начато в правительстве. Всем очевидно, что промыслы – не только отрасль экономики, которая, несмотря на свою «малость», охватывает около 300 тысяч индивидуальных предпринимателей и мастеров. Это еще и культурный код, который объединяет и поселения, связанные с конкретным видом деятельности, и всю нацию. Поэтому Минпромторг разрабатывает проект, направленный, в том числе, и на поддержку территорий.
Во многом и фестиваль «Гжель 2.0» стал возможен благодаря поддержке министерства. «Это наш общий проект с Министерством культуры, которое нам удалось убедить в необходимости сотрудничества. Нам важно также сотрудничать с потребителями, чьи интересы в данном случае представляет РСТ, ведь сегодня невозможно возрождать народные промыслы только как производство товарной продукции», – пояснила г-жа Нургатина.
По ее словам, утрата народных промыслов – беда не только российская, но и всего современного мира. Многие страны ищут пути их возрождения, разработаны международные и национальные методики. Одна из них основывается на научном исследовании «гена творчества» у тех, кто проживает на тех территориях, где были развиты конкретные ремесла. Так, например, поступили в Индии, где народные промыслы исчезают с пугающей скоростью. Тщательно оберегают свои традиции в Японии, где действуют по принципу «одно селение – одно ремесло».
Возможно, у нас решением станет создание туристического кластера «Гжель», который, как ожидается, начнут реализовывать уже в этом году. Его разработкой занимаются РСТ, администрация Раменского района и представители турбизнеса во взаимодействии с местными предпринимателями и художниками. По словам Галины Голинковой, развитие Гжели как туристического кластера – очень перспективный проект, но уже сейчас важно создать инфраструктуру: благоустроить парк, тематически оформить железнодорожную станцию «Гжель», организовать выставочные и фестивальные площадки.
Читайте также:
- В Ленинградской области разработали новый водный маршрут по городам, связанным с Петром I
- В Танзании планируют запустить канатную дорогу до горы Килиманджаро
- «Россия» возобновила прямые рейсы на Бали
- РФ выбрала стратегию «отрезвляющего ценового шока» в «нефтяной войне» с КСА
- Сосновский объяснил, как не дать США превратить «СП-2» в драму всей Европы