Как провести выходные в Чернобыле по пути к морю
— Где стоит машина? — кричу я в телефонную трубку солнечным утром посреди широкого проспекта Грушевского в Коростене.
— Около княгини Ольги! — коротко отвечает мой собеседник — и связь прерывается.
Душная, тесная столичная маршрутка везла меня почти три часа. Выйдя на воздух и наконец распрямившись, я увидела, что в центре города бушует какое-то оживление. По тенистым аллеям парка «Древлянский» снуют многочисленные зрители, пришедшие на значимое городское событие — старт водной экспедиции «Из варяг в греки — украинский путь к морю 2019», которая является частью крупного научного проекта по изучению средневековых водных торговых путей.
На реке Уж, в купальне княгини Ольги, на воду торжественно спустили две деревянные лодки-реплики с полной оснасткой, изготовленные силами ученых — археологов из Житомирской экспедиции Национальной академии наук.
С деревянными лодками, а по своей сути ладьями, в неблизкий путь вышла байдарка сопровождения с очень непростыми ребятами — историками, краеведами, педагогами и авторами Сергеем Хоменко, Вадимом Антонюком и Игорем Смагиным. Руководителем, идейным вдохновителем проекта и командиром большей лодки выступил известный археолог Андрей Петраускас, а в помощники он себе взял не менее известного краеведа и общественника Юрия Халимончука.
В предыдущих водных походах на деревянных лодках мне обычно доставалась роль матроса. Сегодня же мне поручили куда более ответственное задание. На время экспедиции моя задача — транспортировка пятиметрового лафета с лодкой и снаряжением, а также развозка участников водного похода по маршруту, в частности по территории Чернобыльской зоны отчуждения.
Торжественное начало сплава я позорно пропустила, ибо, пока звучали напутствие вице-адмирала Сергея Гайдука и возвышенные речи руководителей города, я изо всех сил спешила к месту старта в древлянскую столицу на рейсовой маршрутке. По прибытии я забрала оставленную посреди парка «Ниву» с лодочным лафетом и сразу же помчалась на выручку путешествующим.
Оказалось, что трое вышедших из купальни плавсредств прошли всего ничего — около полукилометра и, по причине течи в борту, причалили около Красной Горки — популярного места отдыха горожан. К моему прибытию ладью уже полчаса как размачивали в прохладных водах реки Уж, а неподалеку жарились шашлыки, пекся ароматный хлеб на черной соли, наливались напитки и звенели столовые приборы — в лагерь приехали местный предприниматель с братом — оба краеведы и крайне разговорчивые гостеприимные потомки древлян.
Как только еда была съедена, все щели в бортах тщательно законопачены мхом и смолой, а сама лодка достаточно размочена — все плавсредства были погружены на лафет, люди рассажены по машинам, и мы выехали в сторону поселка Народичи. Оттуда поутру наша экспедиция планировала выдвинуться в сторону отселенного Полесского и там сбросить плавсредства на воду.
Пока ехали — сверяли документы, в частности списки снаряжения, ввозимого в Чернобыльскую зону отчуждения. Сразу выяснилось, что вторую деревянную лодку, ту, что поменьше, отчего-то из списка исключили. Находчивые братья-краеведы быстро сориентировались и по дороге завернули в лесхоз села Грезля, где мигом договорились припрятать ее в ветхом сарайчике подле старого хромого УАЗика-«таблетки».
Пока выгружали лодку, во двор лесхоза, выписывая зигзаги, вбежал мужик с криком «А ну, не грузить!» Как в этих краях говорят, «не стройного» работника лесхоза за пять минут участники похода просветили о цели экспедиции, показали лодки, сообщили важность сохранения вот этой деревянной посудины для отечественной науки. Тот проникся, принялся активно помогать и даже провел небольшую экскурсию по территории — показал стильное здание конторы с садиком, озерцо c проточной водой, мостиком и беседками.
Уезжая, спросила имя этого лесника. Тот, проходя мимо, просветил нас:
— Я вам не лісник, а старший майстер лісу. Запам’ятали?
Еще бы! Попрощавшись, двинули из села Грезля к месту ночевки на берегу одноименной речушки.
У дороги мы быстро нашли отличное место для палаточного лагеря с удобным подъездом. Братья-краеведы распрощались и уехали домой, а мы, поужинав ухой из житомирских карпов и притопив в реке на ночь деревянную лодку, расползлись спать.
Утром, ровно в восемь, нас ожидали на КПП, но мы припозднились на целый час. Долго доставали из реки тяжелую размокшую лодку, грузили ее и паковали вещи. Через полчаса, в прямом смысле теряя вещи и роняя плавсредство, мы прибыли к полосатому шлагбауму, где нас уже час ожидала шеренга встречающих.
Кроме смены полицейских, одетых кто в черную форму патрульных, кто в пиксельный камуфляж, около видавшего виды джипа Чероки, нетерпеливо поглядывая на часы, нас ожидали завсектором археологии ДАЦЗНВ (Державний науковий центр захисту культурної спадщини від техногенних катастроф) Сергей Переверзев и Ростислав Омеляшко — его босс и руководитель указанной конторы.
После формальностей мы всем коллективом выдвинулись в Полесское, к удобному подъезду к реке. Удобным его можно назвать очень условно, так как, чтобы подобраться к берегу, пришлось преодолевать густо заросшие бывшие городские постройки и даже спилить пару деревьев, которые мешали подъезду лодки к реке.
В кратчайшие сроки лодка и байдарка сопровождения были спущены на воду.
— Так, спідниці не можна вдягати, — с важным видом подтвердил Ростислав Андреевич. — Бо кліщі! — решил он меня припугнуть.
Нельзя — так нельзя. Все равно я не собиралась облачаться в юбки-платья на этих выходных. Непрактично это в Чернобыльской зоне и, оказывается, опасно.
Плавсредства быстро скрылись из виду, и под удаляющееся жужжание дрона я с пустым лафетом двинула за Чероки в Чернобыль — разгружать имущество экспедиции и обедать.
По плану экипажи собирались пройти первый отрезок в 30 км, а вечером я должна всех забрать с берега в согласованной с дозиметристами точке и отвезти на ночевку в Чернобыль, в заранее оплаченное общежитие. (Ночевать в палатке, как и носить юбки, в зоне отчуждения возбраняется правилами радиационной безопасности).
По пути в город атомщиков мы свернули в давно брошенное село Лубянка, поснимали «горільники» — масштабные прошлогодние пожарища и, наконец доехав до Чернобыля, пообедали рыбным супом и вкусной гречкой в общежитии, которое занимают сотрудники ДАЦЗНВ. Повариха, душевная женщина, осторожно поинтересовалась:
— А де хлопці, ті, що на човнах? Вони будуть обідати?
— Нє, — говорю. — Вони там, на воді, обідатимуть, у корчах, — пошутила я.
— А шефа нашого часом не прикорчували там? — с надеждой спросила женщина.
Под вечер поступил звонок от ребят, что ладья сильно течет, байдарка взяла ее на буксир, а гребцы возвращаются к месту старта в Полесское пешком по берегу.
Она на сегодня пригласила трактор вспахать небольшой огород, но механизатор где-то задерживался, и топливо с клятвенным обещанием вернуть залили мне в бак.
Я отправилась прямиком в Полесское — лодку было решено перевезти поближе к Чернобылю, ибо подъездов к воде по дороге немного. Сергей Переверзев на Чероки также выехал в Полесское, но через заправку в Иванкове.
К слову, в Чернобыле вообще негде заправиться частному транспорту, и те немногочисленные граждане, которые лишены доступа к разного рода ведомственным заправкам, решают вопрос с топливом, кто как может. Например, привозят в канистрах по 5-10 литров и одалживают/продают друг другу.
Из Чернобыля в Полесское я долетела чуть более чем за час — дорожное покрытие в целом оставляет желать лучшего, но в большинстве случаев оно еще очень ничего. На подъезде к КПП Диброва случилась неожиданность — перед машиной упало сухое дерево и перегородило мне дорогу.
Сдвинуть в одиночку я его не смогла. Полезла в багажник, где нашла ножовку с отломанной ручкой и топор со слетевшим обухом. Решить вопрос удалось теслом, которым выдалбливали лодку, — операция по освобождению проезжей части заняла около пятнадцати минут.
Через четверть часа я уже проходила контроль на КПП Диброва и через полчаса показывала документы на КПП Овруч. Полицейские долго не открывали шлагбаум, все расспрашивали о лодке, проекте и финансировании и зачем-то интересовались, кому из участников похода я прихожусь родственницей.
Около семи часов вечера я подъехала к точке старта, где вся команда была в сборе.
Позже мне рассказали историю о невероятной строгости этого правила. Какой-то видный начальник чернобыльского гаража припозднился на восемь минут — и его не пустили через КПП. По-видимому, ему пришлось ночевать где-то в Иванкове.
Без четверти восемь на КПП Овруч выяснилось, что один из участников оставил паспорт и пропуск в борсетке, которую вместе с ненужными вещами в обед выгрузили в Чернобыле. Въехать он не может. Лодка тоже — где-то потерялись документы и на нее. Остальная часть команды пересела в Чероки и укатила ночевать в Чернобыль, пообещав прислать кого-то с документом. Открытым оставался вопрос о бумагах на лодку и передвижении по зоне отчуждения после 20.00
Мы с Сергеем, забывшим паспорт, вдвоем остались на КПП. За те почти три часа, что мы ожидали, нашлись документы на лодку и паспорт с пропуском. Также был решен вопрос с комендантским часом — в порядке исключения нам позволили проследовать в Чернобыль. Около десяти вечера к шлагбауму подрулил старый Ланос с руководителем ДАЦЗНВ, и, после проверки привезенных им документов, мы полетели в Чернобыль, в комфортные условия общежития для вахтовиков.
В 8 утра я проснулась на скрипучей кровати от холода. Куцое полосатое одеяло из казенного комплекта белья совсем не грело. На тесной кухоньке, пока варился утренний кофе, командой было принято решение деревянную лодку перебросить в реку Днепр, так как речка Уж маловата для такой посудины, а сама лодка требует несложного, но очень необходимого ремонта. Байдарка же пройдет весь намеченный маршрут, и оба плавсредства торжественно финишируют в Вышгороде 18 апреля. Пока мы пили кофе и завтракали, Сергей Переверзев готовил и носил заверять документы на наш выезд.
После у нас образовалось свободное время. Мы прогулялись по бывшей набережной, свернули посмотреть на реку Припять в районе бывшего речпорта, сходили в краеведческий музей и даже посетили кафе с чудным названием «Вечный зов».
После обеда байдарки были сброшены на воду, а я повезла деревянную лодку с экипажем на дозиметрический контроль.
Дозиметрист, строгий мужик в синей фуфайке, сделал пару кругов вокруг лодки с прибором, который мне чем-то напомнил допотопную лампу с проводами:
— У вас здесь нормальные цифры — десятка, двадцатка. Для дерева плохо, если пятьдесят. Для машины это тоже нехорошо, но ее хоть помыть можно.
— А если не отмоется? — спрашиваю.
— Если не отмоется, то ни лодка, ни машина никуда не едут, — говорит дозиметрист.
Остаются здесь, ха-ха.
— Ой, — говорю, — я домой хочу.
— Та нормально у вас все, идите подписывать.
Дозиметрист свернул свой прибор и ушел.
Пока стояли на осмотре, к нам подошли сотрудники какой-то ближней конторы:
— Здорово, лодочники! Это вас по телику показывали?
— Нас, — говорю, — нас.
После осмотра меня пригласили внутрь конторы подписать пару бумаг и отпустили.
На выезде из зоны, на КПП Дитятки, лодку и машину еще раз проверил дозиметрист, а мы прошли через специальные рамки дозиметрического контроля. Проходящий становится на платформу, где обозначены места для ног, кладет руки на датчики, прижимается спиной и подвигает к себе передний блок. Загорается «Контроль», и через несколько секунд по результатам — либо «Чисто», либо «Радиация».
Пока стояли на КПП, с нами делали селфи все желающие — полиция, проезжающие и даже какие-то туристы.
К концу дня я доставила лодку с Андреем и Юрием к пирсу в Старых Петровцах и покатила лафет ночевать домой, в Глеваху.
18 апреля на набережной в городе Вышгород, после почти недели странствий по рекам Уж, Припять и Днепр, экспедиция в полном составе торжественно финишировала под бурные аплодисменты встречающих — представителей городской и районной администраций, пары известных политиков, военных, художников, нескольких съемочных групп популярных телеканалов, ученых, общественных деятелей, а также наших семей и близких.
Международный научный проект «Средневековые Балтия и Черноморье: материальная реконструкция торговых связей» вышел на новый уровень, а экспедиция «Из варяг в греки — украинский путь к морю 2019» пополнилась новыми участниками. За этот переход было сделано множество полезных научных наблюдений о технических характеристиках и ходовых качествах нашей лодки-реплики, изготовленной своими силами на базе Житомирской археологической экспедиции в Олевске.
За усилия, направленные на возрождение и развитие морской деятельности, нас даже наградили памятными медалями «100 лет флага ВМФ ВСУ».
Читайте также:
- Интерес к отдыху на Русском Севере растет
- В Египте раскопали старейшую пивоварню в мире, построенную 5 000 лет назад
- Испания обошлась без российских туристов: подсчитанные цифры оказались необычными
- Популярная страна ЮВА открывается для иностранных туристов
- TUI сообщил туристам важную информацию по въезду в Болгарию