Турбизнес боится остаться без автобусов
Профессионалы просят навести порядок в сфере отраслевого законодательства и отсрочить введение лицензирования автобусных перевозок. «Ситуация доведена до абсурда: купить все необходимые документы у посредников сейчас проще, чем получать их самостоятельно и заниматься легальным бизнесом в сфере заказных автобусных пассажирских перевозок, - эмоционально описала ее сопредседатель Союза ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей «Регионы» Кира Журавская, выступая 17 апреля на встрече с журналистами. – Есть все основания полагать, что к дате окончания срока лицензирования завершить этот процесс многие не смогут», - сообщает наш корреспондент на Северо-Западе.
В качестве цифр, характеризующих положение, она привела следующие. По ее данным, для выполнения всех имеющихся сейчас требований, на каждую машину владелец должен потратить около 280 тыс. рублей, а только аттестация водителя, без которой не обойтись, занимает до 2,5 месяцев.
Если учесть, что на лицензирование отводится 45 дней, а в настоящее время из 6 тыс. перевозчиков Петербурга и Ленобласти о желании получить такой документ заявили не более 10%, специалисты не без оснований опасаются, что после 28 июня, когда процесс лицензирования должен завершиться, владельцы большинства автобусов будут вынуждены поставить их на прикол. Впрочем, уже сейчас многие из них попросту не хотят связываться с проблемной туристской отраслью.
«Картина действительно странная, - заметила участвовавшая в дискуссии вице-президент РСТ Ольга Санаева. – Ведь за проезд на красный сигнал светофора у нас наказывают только несколькими тысячами рублей, а вот за отсутствие «бумаги» о порядке рассадки детей в автобусе можно получить штраф в сто тысяч. Надо с этим что-то делать».
В свою очередь, председатель правления «Регионов» Олег Куксов сообщил: сферу автобусных перевозок регламентируют 456 основных нормативных документов, а к автобусам предъявляют около 9 тыс. требований.
Причем даже в контролирующих органах признают, что нормативы эти подчас явно избыточны и противоречивы. Например, начальник отдела контроля органов власти Петербургского УФАС Елена Асташенкова отметила, что представленный на сайте питерского Комитета по транспорту реестр перевозчиков, якобы официально допущенных до выполнения заказных рейсов, нелегитимен. «Нам не удалось обнаружить оснований для появления этого реестра, - сообщила она. – А предписание УФАС, направленное в адрес комитета с требованиям удалить реестр, до сих пор не выполнено».
И кто из специалистов не говорит – все отмечают массу нестыковок и негативное влияние норм на отрасль. Например, председатель профильного комитета из «Деловой России» Ирина Семенова, сама являющаяся предпринимателем, констатировала: если раньше школьники отправлялись на автобусах на экскурсии 3-4 раза в месяц, сейчас – от силы раз в квартал.
«Вместо заказных автобусов, вокруг работы которых имеется масса проблем, организаторы экскурсий внутри города стали использовать общественный транспорт, – сделала она вывод. – О каком обеспечении безопасности перевозки детей мы говорим, если это так?».
А представитель «Деловой России» Дарья Ковалевская, описывая ситуацию вокруг туристических автобусных перевозок, не нашла другого слова, как «гнет». «Усиление безопасности – это, безусловно, важно и нужно, - заметила она. – Но надо четко отдавать себе отчет в том, каким образом этот процесс происходит. И если он идет в ущерб людям – может быть, надо добиваться результата как-то иначе?».
Результатом бурной дискуссии в Петербурге стало обращение к президенту Владимиру Путину. В нем инициаторы просят не только навести порядок в сфере отраслевого нормотворчества, но и предлагают отсрочить введение в действие системы лицензирования автобусных перевозок до 1 января 2020 года.